Триллионные долги хлама
Идем дальше. Что мы имеем? Пузырь на мировом рынке облигаций. Это довольно большая проблема. Я говорил, что пузырь на рынке облигаций не станет гигантским в течение двух лет. Это по-прежнему так. Самое странное — это конечно суверенные долговые обязательства, которые приносят отрицательную доходность. Поэтому, если вы будете держать их до погашения, вы гарантированно потеряете деньги. Это безумие. В августе прошлого года в мире было $17 триллионов такого хлама. Большая часть — суверенный долг Японии и Европы — то есть в настоящий момент имеется меньше чем $12 триллионов долговых обязательств с отрицательной доходностью. Знаете, $5 триллионов — это огромные деньги. Триллион здесь, триллион там. Достаточно скоро вы говорите о реальных деньгах. Но оставшаяся величина - $12 триллионов — я думаю, между $11 и $12 триллионами — это по-прежнему куча долгов величиной с Эверест, что означает гарантированные убытки. Проблема в том, что мы никогда не сталкивались с подобным раньше. У нас нет исторических прецедентов. Если вы читали книгу Сидни Гомера «История процентных ставок» (Sidney Homer «A History of Interest Rates») - в ней вы не найдете упоминания о долгах с отрицательной доходностью за все 5000 лет наблюдений. Тяжело почувствовать такие вещи. Что делать? Чтобы докопаться до сути, я возвращаюсь в сентябрь.
Ложь раскрывает больше правды, чем честность
Я уже говорил вам об этом, но напомню еще раз. Европейский центральный банк опубликовал в Твиттере следующий пост: «Драги. Отрицательные процентные ставки не приведут к коллапсу финансовой системы.» Другими словами, тогдашний президент ЕЦБ Марио Драги поведал миру, что процентные ставки не вызовут коллапса финансовой системы. Я говорил тогда и скажу сейчас — а причем здесь вообще коллапс? Это же классика. Это как если бы министр финансов какой-нибудь страны сказал, что они не собираются девальвировать валюту. Это в духе Шекспира. Ложь раскрывает больше правды, чем честность. То есть Драги красноречиво сигнализировал, что отрицательные процентные ставки сопряжены с огромными рисками и, поскольку в целом ситуация беспрецедентна, величина возможных очень высоких рисков абсолютно непостижима. Так что сюрприз здесь может заключаться в «мягкой посадке» на рынке суверенного долга без какого-то особого коллапса, когда ставки станут позитивными без резкого взлета и без разрушения текущих бюджетов стран, выпустивших долговые обязательства.
По крайней мере один центральный банк в Европе пытается исправить эту ситуацию с отрицательными ставками. В прошлом году шведский Reichsbank повысил ставки впервые, начиная с 2011 года, хотя они все еще оставались отрицательными на тот момент. В октябре этого года Reichsbank оставил ставку неизменной, но обязался в конечном счете вывести ее из отрицательной области впервые за пять лет. И они должны время от времени делать это, если уже не сделали. Иногда трудно найти информацию о подобного рода вещах.
Что делает старейший банк в мире
Но почему же я должен беспокоиться о Швеции, которая по размеру ВВП, составляющего примерно $550 млрд, находится где-то рядом с американскими штатами Вирджиния и Мичиган? Так почему я должен беспокоиться о Швеции? Потому что Reichsbank был основан в 1668 году. Это старейший центральный банк в мире и четвертый среди старейших банков любого типа, который я смог найти. У него больше опыта и он смог продержаться дольше, чем любой другой центральный банк и чем все банки любого типа в мире, за исключением трех.
Поэтому когда парни, которым удалось дольше всех продержаться, говорят, что они закончили экспериментировать с этой сверхмягкой монетарной политикой, может быть Япония и остальная Европа, а также инвесторы, должны прислушаться? Опять -неизвестно, чем это все обернется. Скрестите пальцы, что Драги напортачил и случайно сказал правду в том посте в Твиттере, и это действительно не приведет к большому обвалу или другому плохому исходу. Сейчас очевидно, что отрицательный процентные ставки затрудняют работу европейских банков. Если посмотреть на европейский банковский индекс, мы видим следующее: ROE (рентабельность собственного капитала) составляет 6,3%, дивидендная доходность 6%. Если вы сравните это с американским банковским индексом KBW, то увидите, что ROE составляет 12%, дивидендная доходность 2,6%. Другими словами, европейские банки страдают от всех этих отрицательных процентных ставок.
И они дешевые. А дивидендная доходность высокая, особенно в сравнении с американскими банками. И если вы посмотрите на ETF европейских банков, то увидите, что они растут — 18%, 20%, даже 26%. С тех пор как они достигли дна в августе, когда общий размер долговых обязательств с отрицательной доходностью достиг $17 триллионов. Вы здесь видите корреляцию? То есть когда размер долга с отрицательной доходностью достигает $17 триллионов, у всех появляются мысли, не пора ли валить из европейских банков. Они до смерти боятся держать этот хлам. И когда процентные ставки начнут ползком возвращаться к положительным значениям и размер долгов с отрицательной доходностью начнет уменьшаться, тогда люди решат, что европейские банки достигли дна, и начнут покупать. И, учитывая, что говорит Филипп Грант из Grant's Interest Rate Observer, оценочной стоимости есть куда расти. Возможно есть небольшой попутный ветер. И, возможно, ЕЦБ воспримет сигнал от Reichsbank и попытается положить конец этому безумию, и банки начнут получать более высокую прибыль на собственный капитал, поскольку доходность по ценным бумагам и займам вырастет.
Продолжение статьи - https://analytic-spy.com/articles/surprise-2020-3
Предыдущая часть статьи - https://analytic-spy.com/articles/surprise-2020-1
Материал переведен и подготовлен из открытых источников на основе подкаста "Better System Trader".
Удобный скринер для выбора лучших акций, облигаций, фьючерсов, ETF и др. инструментов - https://analytic-spy.com/